«Блютгерихт»: история самого знаменитого ресторана Кёнигсберга
Наш сегодняшний рассказ – об истории создания и особенностях интерьера ресторана “Кровавый Суд” в Кёнигсбергском замке.
- Ресторан «Блютгерихт»: Restaurant Blutgericht
- Дата основания: 1738 год.
- Дата официального открытия: 1827 год.
- Дата закрытия: 1944 год.
- Адрес расположения: Königsberg, Schloßstraße, Königsberger Schloß, Nordflügel — Калининград, район Дома Советов, напротив археологических раскопок северного флигеля замка.
- Идея создания: Бальтазар и Давид Шиндельмайссеры.
Историческая справка
В Кёнигсберге имелось немало мест, где горожане могли после трудного рабочего дня пропустить по одной-другой за здравие друзей и родных. В основном завсегдатаями были простые работяги и средний класс, их гастрономические предпочтения оставляли желать лучшего. Представители высоких сословий и богатые бюргеры нуждались в своём клубе по интересам. Остро назрел вопрос о создании места, где в уютной и непринуждённой обстановке могла бы встречаться знать Кёнигсберга, вести светские разговоры и обсуждать важные дела. И такое место у города появилось.
Его история началась в 1732 году, когда семья протестантов из Зальцбурга по фамилии Шиндельмайссер (Schindelmeißer) бежала от преследований в Кёнигсберг и организовала здесь торговлю немецкими марочными винами. Спустя шесть лет один из её представителей, предприимчивый австрийский негоциант Бальтазар Шиндельмайсcер и его сын Давид создали фирму “Давид Шиндельмайссер” и сняли в аренду подвалы в северном флигеле Королевского замка, решив создать на новом месте лучший в городе винный ресторан.
В 1751 году Бальтазар Шиндельмайсcер стал владельцем небольшого винного кабака на Кнайпхофской Ланггассе (Kneiphöfische Langgaße), ныне это Ленинский проспект в районе Эстакадного моста. На этом он заработал неплохой капитал и приобрёл имение в Юдиттене, будущем парке “Луизенваль”.
Официальное название у ресторана появилось лишь в 1827 году. В XVII веке над ним располагался придворный (городской) суд, действовавший в Кёнигсберге с 1512 года, а в подвалах, где разместился ресторан, находилась тюрьма. Почти каждая камера имела название: “Перцовая комната”, “Испанская игла”, “Большой колпак”, “Комната пыток”.
Название ресторана “Блютгерихт” произошло от слов Blut (“кровь”) и Gericht (“суд” и “блюдо”). Игра слов был удачной: название ресторана напоминало и о тюрьме, и о красном вине — самом популярном у посетителей напитке. Тогда появился знаменитый афоризм некоего Вальтера Францена (Walter Franzen): “Если житель Восточной Пруссии пропал в Кёнигсберге, то искать его, скорее всего, надо в ‟Блютгерихте””.
Как выглядел ресторан
“Блютгерихт” располагался в самой старой части северного флигеля, возведённой в 1613 году. Фасад не имел каких-то особенных элементов декора и смахивал больше на обычную хозяйственную пристройку: обычное одноэтажное здание с черепичной крышей и четырьмя окнами со ставнями.
В центре располагался главный вход в ресторан. В середине 1930-х слева от него была сделана дверь для погрузки и выгрузки товаров. Ресторан также имел и боковой вход в нескольких десятках метров правее от главного. На нём красовалась прямоугольная вывеска Blutgericht / Weinverkauf (“Блютгерихт / Продажа вин”), написанная старым готическим шрифтом.
Внешне ресторан не отличался помпезностью, но всё самое красивое и интересное было скрыто от глаз внутри, под сводами тёмных каменных подвалов.
Пройдя через главный вход, посетитель оказывался в узком проходе, за которым шла узкая лестница вниз, в подвальное помещение. Спустившись по ней, он оказывался у парадного входа в главный зал ресторана. По обе стороны от него находились фигуры античных героев, над ними свисали устрашающего вида тюремный затвор и цепи, а вдоль стен стояли высокие восковые свечи.
В зале стояли прямоугольные и овальные столы и резные стулья из дуба. В кованых канделябрах стояли свечи, которые впоследствии заменили на электрические лампочки. По всему периметру главного зала были расставлены деревянные скамьи из ценных пород дерева, на которые нередко ложились отдохнуть изрядно перебравшие гости.
Сбоку от главного зала располагалось главное винное хранилище ресторана, представлявшее собой подвал размером 67 × 13 метров с низким потолком и неоштукатуренными стенами из красного клинкерного кирпича. Всё его пространство занимали дубовые бочки с красным вином — гордостью “Блютгерихта”. В 1921 году подвал перешёл под управление торговца Карла Матцдорфа (Karl Matzdorff).
В ресторане были отдельные места для штатских и военных, это сделали для того, чтобы исключить неприятные эксцессы и чтобы подвыпившие офицеры не ляпнули лишнего и не выдали ненароком военную тайну.
Интерьер офицерских комнат был выдержан в строгом стиле: портреты известных прусских военачальников, большой прямоугольный камин, деревянные столы и простые стулья. Всё как в казармах, но со вкусом.
Была у ресторана и своя изюминка — знаменитый на всю Европу Большой зал “Блютгерихта”. Его украшала композиция из пяти больших винных бочек, наполовину вмонтированных в одну из стен. На каждой бочке красовалась тончайшая декоративная резьба, изображавшая покои Королевского замка, виды Кафедрального собора, гербы Альтштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта. С обратной стороны стены бывшей “Камеры пыток” бочки также были украшены видами города.
Среди других элементов декора были рога буйвола и оленя, изображения Бахуса и гроздей винограда. Всё это великолепие воплотил в жизнь знаменитый кёнигсбергский мастер резьбы по дереву Лидтке (Liedtke). А “вишенкой на торте” стали два деревянных парусника, которые парили над сводами ресторана, подвешенные на металлических тросах.
Отобедать в главном зале считалось верхом престижа и достатка, места здесь были самыми дорогими и бронировались заранее.
Чуть правее от Большого зала находился другой, носивший название “Камера пыток”. У входа в него висели две ухмыляющиеся каменные горгульи, а на стенах самого зала — изображения лиц с гримасами боли и ужаса.
Чуть поодаль располагался третий зал, носивший название “Рыцарская трапезная”. Тут под низким сводом расположились чучела сов и уток, на стенах висели картины и стояли всё те же деревянные столы с резными стульями. Есть версия, что тут коротали вечера рыцари Тевтонского ордена.
Но главной визитной карточкой этого места было красное марочное вино. Его подавал лично заведующий винным погребом, а также официанты в костюмах фирмы Krupsch и чёрных кожаных фартуках.
Хозяйство в “Блютгерихте” доверили вести кёнигсбергской винной фирме Koch & Richter. Выбор был достаточно большим: мозельское, бургундское, бордо, рейнское… Но королём оставался фирменный напиток местного производства “Блютгерихт №7” — густое красное вино с благородным, богатым букетом ароматов и вкусов.
О ресторане написал стихотворение Эрнст Амадей Теодор Гофман. Другой знаменитый кёнигсбергский писатель Мартин Борманн создал пьесу “Ночь в ресторане ‟Блютгерихт””.
Здесь подавали и знаменитые кёнигсбергские клопсы, и фляки, которые также пользовались огромной популярностью у гостей.
Среди горожан ходила легенда о “Блютгерихте”. Когда одного горожанина приговорили к смертной казни за занятие чёрной магией и уже вели на плаху, он уговорил палача зайти в ресторан и пропустить по стаканчику “Блютгерихта №7”. Палач не смог отказать в последней просьбе, и конвой изрядно напился и уснул кто на столе, кто на лавках, а кто и прямо на полу. Приговорённый схитрил, щедро угощая своих палачей и незаметно подливая им своё вино. Когда все уснули, он удрал.
Ресторан во время войны
Во время войны и объявленного в городе военного положения ресторан не прекращал свою работу. Тут часто бывали и простые горожане, и офицеры, пытавшиеся хоть на некоторое время забыть о тяготах и окунуться в мирное прошлое.
В 1944 году Кёнигсберг стала активно бомбить английская авиация. Напалмовые бомбы, обильно сыпавшиеся на город, попали и в подвалы замка. Выгорел и оплавился внутренний декор ресторана, сгорели бочки, в которых хранилось знаменитое вино, было уничтожено и бутылочное.
Последним управляющим ресторана был Ганс Файрабендт (Hans Fayrabendt), он до последнего боролся с огнём и пытался спасти заведение от полного уничтожения, но всё тщетно.
В Королевском замке с 1942 по 1945 год прятали вывезенную из Екатерининского дворца легендарную Янтарную комнату. В архивных документах зафиксировано, что накануне таинственной пропажи 5 апреля 1945 года, за день до штурма города, Янтарная комната находилась в ресторане “Блютгерихт”, подготовленная к эвакуации. Ганса Файрабендта впоследствии неоднократно допрашивало советское военное начальство, чтобы узнать, куда вывезли Янтарную комнату, но он так и не раскололся, а может, и не знал этого вовсе. Позднее он пропал без вести.
Жители Кёнигсберга неоднократно предпринимали настойчивые попытки пробиться к остаткам винных погребов “Блютгерихта”. Комендант города-крепости Кёнигсберг Отто Ляш приказал выставить у входа в ресторан усиленную охрану. Вино, чудом уцелевшее во время штурма и пожаров, быстро разошлось среди советских солдат. Они пили его прямо на руинах Королевского замка, поднимая бутылки: “За Победу!” и “На Берлин!”.
Не осталось и следа
В 1949 году одна из немецких газет писала, что потомки семьи Шиндельмайссеров планировали открыть во Франкфурте-на-Майне ресторан-преемник знаменитого “Блютгерихта”, но были ли в итоге реализованы эти планы или нет — доподлинно не известно.
После войны от Королевского замка остались лишь руины его стен и две чудом уцелевшие башни (Главная и Хабертурм). Замок простоял в таком виде вплоть до 1968 года, когда по решению первого секретаря обкома КПСС Николая Коновалова развалины взорвали как “памятник прусскому милитаризму”. Ресторан “Блютгерихт” был полностью погребён под руинами.
В 2004 году археологическая экспедиция РАН полностью обследовала и вычистила подвалы, где располагался “Блютгерихт”. Там нашли оружие, монеты, украшения, предметы утвари. И ни одной целой бутылки.
Когда началось строительство Дома Советов, место вновь разровняли, ещё больше изменив и повредив драгоценный культурный слой. Когда во второй половине 1980-х строительство приостановили, территорию вокруг замостили. В 1990-е годы на месте бывших винных погребов “Блютгерихта” обосновался торговый комплекс “Старая башня”.
Послесловие от автора
В городе Шляйсхайме близ Мюнхена есть кафе “Блютгерихт”. Его открыли бывшие выходцы из Восточной Пруссии. Там собираются краеведы и историки, проходят собрания и лекции под бокал того самого кроваво-красного марочного вина — правда, уже в современном исполнении. А в 2017 году и в нашем городе появился одноимённый ресторан — неподалёку от места, где располагалось одно из самых известных заведений Европы.