Зубровка – горькая настойка на траве под названием «зубровка душистая». Как правило, её мы можем видеть посреди бутылки. Впихнуть туда эту изящную травинку считается среди производителей хорошим тоном. Производят же этот напиток большей частью в трёх странах – в России, в Польше и в Белоруссии.
Зубровка: состав и название
В некоторых государствах запрещён даже экспорт зубровки. Дело в том, что в состав этой волшебной травы входит вещество под названием кумарин. С одной стороны, именно он обеспечивает веселящее действие настойки, приносит умиротворение и радость. С другой же, считается вредным. Но не везде.
Кстати, название эта трава получила от зубров. Они просто в восторге от этого лакомства. И их можно понять. Зубровка и вправду оказывает волшебное действие. Николай Огнев писал в рассказе «Евразия»:
Зубровка засвербела в горле щекоткой, в глазах стало ясней, хоть и до безумия хотелось спать, неуютное чувство… затуманилось и поплыло куда-то кверху
А вот Борис Зайцев, роман «Дом в Пасси»:
Дора засмеялась. Рюмка зубровки прошлась тёплым туманом. Какой приятный день – весенний
Кому доводилось пробовать зубровку, тот поймет.
Зубровка: родина и интересные факты
Считается, что родина зубровки – Польша. Там её с начала XVI века охотно пили и бедные крестьяне, и богатейшие паны. Не удивительно – напиток получается одновременно благородный и недорогой.
Первыми же начали употреблять эту настойку егеря из Беловежской пущи. А начиная с 1884 года знаменитая русская алкогольная фирма Шустовых приступила к выпуску зубровки в промышленных масштабах.
Любил зубровку Михаил Кузьмин, поэт Серебряного века. Писал в дневнике: «У Анжиковича я один почти выпил полбутылки зубровки, то я был навеселе и, возвращаясь втроём на санях, болтал всякий вздор». И он же, в другой раз: «Совсем во время ужина, когда я почему-то выпил зубровки, пришёл Григорий, кажется пьяный».
А вот печальная история. «Раннее утро», 1916 год: «Екатеринодарский виноторговец Евангулов выписал из Одессы более 1 000 бутылок зубровки, но так как Екатеринодар закрыт для ввоза спиртных напитков, то догадливый купец просил отправить зубровку на соседнюю станцию Пашковку, откуда думал перевезти живительную влагу в Екатеринодар на подводах. Но ящики были конфискованы, и вся зубровка выпущена в реку».
Встречается зубровка и в дневниках писателя Михаила Пришвина. А историк Михаил Орешников писал: «Выпили для Нового года бутылку зубровки». В этом случае зубровке удалось сыграть блистательную роль шампанского.